Игры на переключение внимания детей дошкольного возраста
Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.
Внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Ребенка в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате он может не слышать, что говорит педагог на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением.
Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.
Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.
Игра “Снежный ком”.
Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры – домашние животные.
Педагог говорит: кошка.
Ребенок: собака.
Педагог: кошка, собака, корова.
Ребенок: кошка, собака, корова, коза.
И т.д.
Игра “Где, чей домик”
Ребенку предлагается рисунок с изображением разных животных, каждый из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где , чей домик, не проводя карандашом по линии.
Игра “Слушай слово”
Ребенку называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Он должен хлопать в ладоши, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Затем предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем можно объединить первое и второе задания.
Игра “Корректор”
Ребенку дается небольшой текст и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую – либо букву (например “ф”). Фиксируйте время и количество ошибок. Затем для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить задание. Например, так: “В каждой строчке зачеркни букву “а”, а букву “п” – подчеркни”. Усложненный вариант: “Зачеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “р”, и подчеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “н”. Фиксируйте время и количество ошибок. Не забывайте валить ребенка.
Игра “Раскрась вторую половинку”
Необходимо приготовить несколько наполовинок раскрашенных картинок (бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.) и попросить ребенка раскрасить вторую половину точно так же, как раскрашена первая.
Игра “Цифровая таблица Шульте”
Ребенку предлагается таблица с набором цифр от 1 до 15, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Сначала без учета времени, а потом кто быстрее назовет вслух и покажет цифры от 1 до 15.
Игра “Птица – не птица”
Педагог читает вслух стихи. Задача ребенка – внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее НЕ птицу, подать сигнал – хлопок в ладоши.
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы,
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни, воробьи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Педагог произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если неправильное – топает.
Например:
Летом всегда идет снег – ТОП-ТОП!
Ночью светит луна – ХЛОП-ХЛОП!
Игра “Пуговицы”
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набор пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Игра “Маленький жук”
Ребенку дается инструкция: “Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание. Начали.
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле. Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, можно переходить к движению по полю из 25, 36 клеток, усложнять задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
Игра “Сосчитай и повтори”
Педагог читает вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромкими постукиваниями карандашом по столу. Ребенок должен сосчитать число ударов и одновременно запомнить предложение. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Игра “Считаем и рисуем”
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми Педагог сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
Задания подобного типа могут быть разными. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись несложных слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.
Игра “Списывание”
Предложите ребенку без ошибок переписать строчки:
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИМ
МОДОРАКЛАТИМОР
РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
Для развития внимания полезны такие упражнения как: «Дорисуй по образцу», «Что изменилось», «Найди отличия».