Видеостендовый доклад. Фестиваль педагогических идей "Открытие"
Видеовыставка. Фестиваль педагогических идей "Открытие"
Инновационный проект 2018-2021г.г.
Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гомельского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»
СОГЛАСОВАНОНачальник отдела образования, спорта и туризмаМозырского райисполкома Л.С.Клепчукова
УТВЕРЖДАЮДиректор государственного учреждения образования «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района» Г.М. Алесич
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия
учреждений образования»
Сроки реализации: 2018 - 2021 годы
Руководитель учреждения образования Алесич Галина Михайловна,8 0236 39 46 58, +375336175217,247767, Гомельская область,Мозырский район,д. Козенки, ул. Спортивная, 99e-mail: kozenki-DCRR@tut.by
СОГЛАСОВАНОКонсультантыКошель Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, консультант учреждения образования "Республиканский институт профессионального образованияТел. + 375 29 703 74 18;e-mail: nina.koshel@gmail.comЕвсеева Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»Тел. +375 29 266 16 20e-mail : evseeva@belstu.byВоронов Алексей Вениаминович, заместитель директора «Ресурсный центр ЭкоТехно Парка – Волма» филиал учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Тел. +375 29 190 76 16,e-mail: voronov3103@yandex.by
Козенки , 2018
Информационная характеристика проекта
Название проекта: «Внедрение модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования»
2. Проект составили:
Алесич Галина Михайловна,
директор государственного учреждения образования «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»,
Кадол Ирина Валериевна,
заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»
3. Научное сопровождение проекта:
Воронов Алексей Вениаминович, заместитель директора ЭкоТехно Парка – Волма филиала учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»,
Евсеева Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»,
Кошель Нина Николаевна, консультант учреждения образования "Республиканский институт профессионального образования"
4. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
1.
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Мозыря»
2.
ГУО «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»
3.
ГУО «Криничанская средняя школа Мозырского района»
4.
ГУО «Гимназия №1 г.Старые Дороги»
5.
ГУО «Средняя школа №1 имени В.Н. Марцинкевича г. Крупки»
Энергетика является основной системообразующей и жизнеобеспечивающей отраслью экономики любой страны и общества в целом. От степени ее развития и состояния топливно-энергетического комплекса напрямую зависят производственные возможности и перспективы экономики, социальное самочувствие людей и комфортность условий труда и быта, а в интегрированномвиде - место государства в международной экономической и политической системе.
В последние десятилетия человечество сталкивается со сложнейшими экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, уменьшение запасов пресной воды на планете и др.
Главная причина возникших экологических проблем в том, что энергетика и промышленность не только дали человеку невиданное ранее могущество, но и изменили святая святых планеты – потоки энергии, круговорот веществ в природе и химический состав биосферы. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере планеты парниковых газов и в первую очередь – углекислого газа, образующегося в огромных количествах при сжигании ископаемого топлива, – нефти, угля и газа. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом, водой, развития промышленного производства. Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведёт к глобальному потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Значит, судьба планеты, наше устойчивое развитие зависят от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы будем потреблять энергии и природных ресурсов! Каждый должен задуматься над тем, что может сделать он, его семья, общество в целом, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы.
Проблема энергосбережения в последние годы приобрела особую актуальность. В мире предпринимаются огромные усилия по внедрению инновационных решений и технологий, позволяющих сократить потребление электроэнергии. Для Республики Беларусь, не обладающей значительными запасами углеводородных ресурсов, вопросы энергосбережения всегда были приоритетны, а в свете значительного повышения мировых цен на природный газ и нефть – стали особенно остры.
Решение проблем энергетической отрасли наиболее полно и комплексно меры по развитию энергетики страны представлены в «Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь на период до 2020 года». В первую очередь они направлены на создание необходимых предпосылок и условий для достаточного и надежного энергообеспечения заданных темпов развития национальной экономики в обычных условиях и минимизации ущерба в чрезвычайных ситуациях. Энерговооруженность труда является одной из главных материальных основ роста производительности труда.
Стратегия развития отрасли на перспективу имеет ярко выраженную социальную направленность, предусматривает широкое внедрение новых энерготехнологий для повышения бытового комфорта и благосостояния населения, улучшения охраны здоровья и условий труда, сохранения природной среды. Одновременно ставится задача максимального снижения энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Перед учреждениями образования республики стоит важная задача –воспитать гражданина, которому присущи высокая экологическая культура и культура энергопотребления. Этот социальный заказ общества может реализоваться в рамках соответствующей образовательной среды, которая базируется на методах, подходах, учитывающих знания об энергопотреблении, энергосберегающих технологиях, наиболее безопасных для окружающей среды и человека.
Сегодня республика потребляет различные виды топливно-энергетических ресурсов. Среди местных видов топлива лидируют топливная древесина, дрова, древесные отходы. Доля энергии воды, ветра и солнца в общем объёме получаемой энергии пока незначительна. Но наше государство одним из важнейших приоритетов энергетической политики определяет развитие возобновляемой энергетики.
С уверенностью можно сказать, что наибольшую перспективу в республике имеет ветроэнергетика. Разработки белорусских учёных последних 30 лет говорят о том, что в республике есть порядка 300 тыс. точек, где можно поставить ветроагрегаты различной мощности, конструкции и предназначения. Также сегодня любые источники воды могут работать на гидроэнергетику. Несколько сложнее обстоят дела с солнечными электрическими батареями: внедрение солнечных вольтайков пока является недешевым удовольствием. Проще с солнечными коллекторами для нагрева воды. Они все увереннее занимают свое место в системе жилищного и промышленного строительства.
Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах – очень важный вопрос для всех нас, так как сегодня Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% потребляемой энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить и не только сократить при этом расходы, но и сохранить окружающую среду от разрушения, ведь чем рациональнее мы расходуем тепло и электричество, тем меньше используем драгоценных запасов сырья.
Учреждения образования — серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все учебные здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. Прежние технологии не учитывали проблем энергосбережения. Между тем экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу.
Проблема энергоресурсосбережения обозначена и в Мозырском районе, чётко прослеживается увеличение потребление тепловой энергии и электроэнергии за январь 2018 год по сравнению с показателями январь 2017 года.
Отпуск тепловой энергии, Гкал
Наименование
2017 год
январь
2018 год
январь
Разница, перерасход
ГУО «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»
37,8779
37,7451
-1,328
Все учреждения образования, спорта и туризма Мозырского района
6887
6209
-678
Потребление электроэнергии, кВт/час
Наименование
2017 год
январь
2018 год
январь
Разница, перерасход
ГУО «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района»
4169
4363
194
Все учреждения образования, спорта и туризма Мозырского района
393244
396170
2926
Проект направлен на решение проблемы по энергоресурсосбережению. Это возможно через практическую деятельность в учреждении образования и дома. Докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем по энергоресурсосбережению в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.
В целях внедрения и распространения инноваций в сфере энерго- и ресурсосбережения в Мозырском эколого-культурном центре, расположенном в д. Козенки, установлена фотоэлектрическая станция — так называемые солнечные батареи. Пиковая мощность этого устройства достигает 7,2 кВт. В первую очередь центр «питается» от нее, а недостающую энергию добирает из городской сети, что позволяет существенно экономить. Подобная батарея — это, прежде всего, популяризация новых альтернативных источников энергии
Энергетическая безопасность – основа развития любого государства, а энергоресурсосбережение являются базовыми компонентами её обеспечения. Пути укрепления экономической безопасности государства обозначены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Директиве № 3 от 14 июня 2007 года «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В Директиве подчеркивается важность формирования у каждого гражданина экологически безопасного и энергосберегающего поведения.
Будущее нашей страны зависит от сегодняшних детей. Вырастут они бездумными расточителями или рачительными хозяева зависит во многом от тех ценностных ориентаций, которые заложат в их сознание семья и учреждение дошкольного образования.
Необходимо не просто дать детям знания по основам ресурсо- и энергосбережения, но и сформировать у них навыки рационального использования ресурсов, потребность в экологически грамотной и энергоэффективной жизнедеятельности.
Бурное развитие науки и технологии в последние десятилетия привело к появлению большого числа новых электробытовых приборов, средств связи. В своем стремлении не отстать от века, не упустить техническую новинку, человек включается в «гонку потребления». В домах появляются всё новые и новые электроприборы, использование которых с точки зрения энергосбережения не всегда рационально. Чтобы остановить эту «гонку потребления» педагогу сегодня необходимо воспитывать не только воспитанников, но и их родителей. Учреждение образования должно превратиться в центр по пропаганде идей энергосбережения и энергоэффективности.
Правильное отношение человека к окружающему миру и экологическим проблемам, в том числе к энерго- и ресурсопотреблению должны закладываться в детстве, и главенствующую роль в этом процессе, несомненно, занимают экологическое образование и воспитание, а также формирование навыков бережного отношения к ресурсам, которыми располагает человечество.
Ведущая роль в достижении этих целей принадлежат учреждениям образования. Вносить элемент энергосбережения в образовательную сферу - насущно необходимо, так же, как и ввести в учебную программу экологический аспект, который вместе с экономическим лежит в основе формирования энергосберегающего типа мышления. Для реализации целей развития культуры энергоресурсосбережения и энергоэффективности необходим переход к активным формам в обучении: от застывших знаний к живому пониманию. Именно такой подход предполагается использовать в ходе внедрения модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждения образования.
Выбор данного подхода обусловлен формированием нового типа социального диалога к формированию партнерских связей сотрудников учреждений образования, родителей воспитанников, школ.
Реализация инновационной деятельности предполагается посредством организации сетевого взаимодействия учреждений образования.
Инновационный проект направлен на развитие ключевых компетенций обучающихся и законных представителей в контексте формирования функциональной грамотности, а также естественнонаучных компетенций на основе познавательно-практической, исследовательской деятельности и социально значимых проектов в сфере энергоресурсосбережения.
Цель проекта: формирование культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования.
Задачи проекта:
Создать систему управления, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа сетевого взаимодействия учреждений образования.
Разработать и реализовать систему формирования функциональной грамотности воспитанников в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования.
Разработать систему комплексной поддержки детско-взрослых инициатив, направленную на формирование культуры обучающихся в сфере энергетики.
Разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели.
Организовать процесс формирования, представления, трансляции педагогическим коллективом инновационного профессионального опыта.